|
НОЖИ ПОСЛЕДНИХ
МОГИКАН
Обзор
ножей нивхов и айнов
Виталий Дундуков
(vitki), Сахалин
|
|
|
"…Кстати,
айнов на сахалине нет уже... слышал, что вроде бы семья есть на
Курилах, но это не факт…
… у них табу на умение плавать, даже спасать нельзя того,
кто в воду упал - пусть Хозяин Воды забирает…"
Из
рассказов о айнах
|
Во
время последней поездки на север Сахалина в районы Оха-Ноглики мне
любезно разрешили сфотографировать несколько предметов экспозиции
Охинского и Ногликского краеведческих музеев. В Охе я сфотографировал
только один нивхский нож с разрешения Аллы Викторовны Сиськиной -
директора Охинского краеведческого музея (Рис.1) . Еще несколько ножей
(Рис.2) мной было сфотографировано в Ногликском краеведческом музее.
|
Рис.1
|
Нож
по нивхски: "тяк'о", "Ттавзэк'о" - большой нож кинжал древних нивхов,
"иг'дяк'о" - строгальный нож, "уиг'лан'дяк'о" - табуированный нож,
употребляемый для разрезания табуированных частей медвежьего мяса и
сала. "Лахть" - большой нож на длинной рукоятке (типа "пальмы"),
"аун'эр тяк'о" - ножичек из кости как средство против эпидемии (!) и т.
д. Названий и типов ножей довольно у нивхов много, однако сразу
бросается в глаза похожесть конструкций нивхских тяк'о и айнских ножей
макири. Для сравнения привожу фотографию айнских "макири". Кстати,
вполне сравнивать и наконечники копий этих народов (рис.3). Мне
встречалась классификация "макири", и думается, что она вполне подходит
и для "тяк'о". Формы "макири" у айнов можно разделить на два типа:
- Закругленная
рукоятка, изгиб клинка начинается от гарды (рис.4)
- Закругленная
рукоятка, изгиб клинка начинается от средней части (рис.5).
|
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
|
У
айнов тоже было очень много специфических слов, которыми обозначались
клинки и их детали. Сходство форм "тяк'о" и "макири" скорее всего
связано с взаимопроникновением культур. Если посмотреть на карту
расселения коренных малочисленных народов Сахалина
1926-1929 годов, сделанную Крейновичем, то становится видно, что на юге
редкие поселения нивхов соседствовали с поселениями айнов. Как
следствие - смешанные межэтнические браки и появление на ноже для
пластования юколы национального айнского орнамента (рис. 6,7).
|
Рис.6
Рис.7
|
Держится
"тяк'о" как и "макири", двумя основными способами:
-
клинком вниз большой палец на скошенной части рукояти, лезвием к себе
(рис.8).
-
клинком вперед, обратите внимание, мизинец не расположен на одной линии
с остальными пальцами, и это очень похоже на хват катаны. Рукоять
довольно крепко сидит в руке. Иногда, во время резьбы по дереву, на
скошенную часть пятки рукояти перемещается основание ладони (рис.9).
|
Рис.8
Рис.9
|
Для
иллюстрации использования нивхами ножа, опишу приготовление
национального студня - "мос". С юколы снимается кожа и на ночь
замачивается для приготовления студня "мос". Кожа каждой рыбы
сворачивается при замачивании отдельно и связывается травинкой.
Специальная доска для приготовления пищи кладется поперек на
специальное корыто для "мос", далее развязывается каждая отмокшая кожа
юколы и отдельно обрабатывается. Длинным, узким ножом для разделки
юколы счищаются остатки рыбы и чешуи. Неровные края кожи обрезаются.
Коже придается вид ровной полоски. Обрезки кожи и чешуя сливают в
отдельную посуду вместе с жидкостью, в которой кожа замачивалась. Далее
в корыто наливается чистая вода, в которой заново смачивают уже
обработанную кожу. Затем, взяв за концы, сильно растягивают кожу
руками. Остатки чешуи при этом приподнимаются и их счищают. Потом вновь
смачивают кожицу. После чего один конец зажимается зубами, а другой с
силой вытягивается левой рукой и на весу проводят ножом от зубов к
руке, сверху и снизу последний раз очищая кожу от лишнего. Потом кожа
обрезается по направлению от нижней губы к верхней, у самого рта.
Кусок
кожи, который остается в зубах, уходит в посудину с обрезками и чешуей,
а готовый кусок кожи сворачивается вместе с еще несколькими другими,
перевязывается травой и помещается в подвесной котел. Далее свернутые
кожицы варятся, затем растираются в специальном корыте "мосайн'ох'"
деревянным пестом в горячей воде, в которой кожицы варились, и в жидком
тюленьем жире. В процессе приготовления добавляется по мере
необходимости и то и другое. Получается однородная сероватая масса.
Когда в массе уже не попадаются кусочки кожи, растирание прекращают и
добавляют ягоды, с усилием бросая их в корыто. При броске они должны
достигать дна. Ягоды не размешиваются, а остаются во взвешенном
состоянии. В настоящее время иногда в "мос" добавляют сгущенное молоко.
Постояв некоторое время, жидкость превращается в желеобразную массу,
уже собственно "мос".
|
Рис.10
|
В
книге "Нифхгу" Е.А Крейнович описывает процесс разделки туши медведя во
время медвежьего праздника. Медведь у нивхов - двойник человека в
горном мире, и посредник между человеком и миром духов. Крейнович
упоминает, что разрезался медведь специальными ножами, хранившимися в
колчане, который в свою очередь сохранялся в родовом медвежьем амбаре.
Вся разделка происходила только ножами, топор не использовался, ни одну
медвежью кость нельзя было повредить или сломать! Некоторые
табуированные части только отрывались.
|
|
Вот
как Крейнович описывает ножи, которыми расчленялась туша медведя:
"Приглядываясь
к тому, в каком строгом порядке, регламентированном древней религиозной
традицией членили медведя, я случайно заметил, что на рукоятках одних
ножей надеты кусочки кожи с шерстью, а на рукоятках других ножей нет. Я
спросил у них, чем это объясняется. Они сказали мне, что на рукоятки
ножей одевается только кожа с половых органов медведя, что такие ножи
называются "уиг'лан'дек'о" - "табуированными ножами". Ножи эти - без
кусочков кожи, простые ножи. На мой вопрос, чем обусловлено такое
деление узнал следующее. Медвежье мясо и сало делятся на "уиг'лаф" -
табуированные части (места) и не табуированные части. Первые режут
только табуированными ножами, вторые - простыми. Табуированные части
мяса и сала разрешается есть только мужчинам, не табуированные -
женщинам. Женщинам ни в коем случае нельзя есть табуированные части,
мужчинам же можно есть и не табуированные. Табуированные части называют
еще "азмть инф" - "места мужской еды", а не табуированные же части
именуются "шан'к'иньф" - "места женской еды"…" Далее
Крейнович перечисляет табуированные и не табуированные части медведя, и
табуированные части которые категорически нельзя есть юношам и
мальчикам, причем запрет для них касался, например, и лап медведя,
которые за исключением нескольких кусков можно было есть женщинам.
|
|
На
сделанной в Ногликах фотографии ножей четко видны два табуированных
ножа, охинский нож - видимо так же "уиг'лан'дек'о". Честно говоря, я не
встречал отдельных исследований нивхских ножей "тяк'о", но думается это
весьма интересная тема!
|
|
|
Вадим, Южно-Сахалинск
|
25.11.2003 |
Внесу
свою лепту:
С 13 века (cо времени последней экспансии айнов) население Сахалина
формировалось в результате ассимиляции айнов и аборигенных племен
(«тончей» из айнских легенд), как следствие
– обоюдные заимствования. Археологические материалы охотской
культуры (9-й – 12-й вв., до айнского вторжения) также
содержат металлические ножи (вероятно, Приамурского и Приморского
происхождения). То, что мне посчастливилось увидеть – тонкие
(1.5-2 см) цилиндрические деревянные рукоятки около 10 см длиной
– видимо, женские ножи.
Клинки не сохранились, за исключением остатков хвостовика. Интересная
деталь на некоторых – длинный шиловидный выступ на конце
рукоятки, по мнению некоторых исследователей, применялся для
«заглаживания» швов при производстве одежды из
рыбьей кожи. В дальнейшем он сохранился на нивхских ножах, но видимо,
не использовался по назначению. Интересен материал рукоятки –
анализ структуры древесины показал, что это тривиальная хвойная
древесина (ель), жалко ссылку на литературу не найду – устное
сообщение. Интересно, какие материалы на рукоятках этнографических
изделий из других регионов? «Современные» ножи
имеют роговую цилиндрическою шайбу между клинком и деревянной
рукояткой, для предотвращения растрескивания. Монтаж всадной, на рыбьем
клею из вареной кожи лососей (типа как моос делают). Материал клинков:
традиционно мягкая сталь (обручи бочек и т.д.). Заточка односторонняя.
К сожалению,достать аутентичную вещь практически невозможно.
Аборигены стремительно теряют навыки. Как говорит один мой знакомый
этнограф: "Я могу сделать нарты, но это будут нарты хохлятские, а не
нивхские". Подьем национального самосознания носит смешной
националистический оттенок и приурочен к нефтегазовым проектам.
|
К
началу страницы...
|