До
недавнего време чеченскому оружию не уделялось сколь угодно пристального
внимания. Во всяком случае, публичного. Мешала и мешает политика, которой не
нужны, а порой и вредны исторические достижения вайнахов… А история вайнахского
Х.О. удивительна и многобразна! Войны и набеги, нашествия и походы порождали
волну взаимных заимствований и улучшений, постоянную динамику в развитии Х.О.,
его конструкции и технологии. И вот тут-то кроется великая тайна! Именно
чеченское Х.О. было и есть лучшим на Кавказе. И это знали все. Потом, согласно
указаниям партийных органов и благодаря усилиям сил безопасности чеченское
оружие небрежно «отодвинули» в сторону, милостиво предоставив место Кубачам…
В преданиях
этого самого древнего на Кавказе народа сохранились сведения о том, что
холодное оружие высокогорных чеченских обществ Шатой, Шарой, Майсты, Малхесты
было самым популярным в Грузии среди хевсуров, тушинов и других народов. Не
менее популярными шашки и кинжалы чеченцев были у казаков. Особенным успехом
пользовались клинки из аулов Большие и Малые Атаги, Джугурта, Дарго, Дайкур-Аул
(Старый Юрт). В былинах, легендах, устных сказаниях чеченцев и ингушей
говорится о чудо-мечах (гоьрда, галакх,
дает, гама, тур), сабле (тур), шашке (гIоьрда, тур,
гIама) кинжале (шаьппа), способных
перерубить клинок врага, лошадь вместе с седоком, высекать искры из камня. Тур - наиболее употребляемое вайнахское
название меча, дошедшее до нас, несмотря на видоизменения клинков. Пама - также древнее название меча,
впоследствии стало наиболее применительным к большим кинжалам-мечам и шашкам.
На Кавказ попадало немало клинков с Запада и Востока. Паломники с Северного
Кавказа, купцы Великого Шелкового Пути ввозили самые разные виды оружия. Они же
способствовали и вывозу местных клинков, защитных средств, пользовавшихся везде
большим спросом... Разнообразие оружия поражало! На Кавказе даже в настоящее
время можно увидеть сабли, шашки с бесчисленными надписями, рисунками и
клеймам: венгерскими, турецкими, золингенскими, иранскими, златоустскими и др.
До наших дней дошли многочисленные названия клинков: мисар болатан тур - египетская булатная сабля; шемара болатан тур - дамасская, сирийская булатная сабля; туркойн герз - турецкое оружие; г1ажарийн тур - иранская сабля. Однако
большую часть сохранившегося оружия как в частных коллекциях, так и в музеях
составляет оружие местного, кавказского производства. Отличие сабель, шашек,
кинжалов друг от друга, множество видов клейм или имен мастеров свидетельствует
о том, что в Чечне имелось развитое кустарное производство, наследственный
семейный промысел, где мастера из поколения в поколение занимались
изготовлением оружия, совершенствуя свое мастерство и технологию. Чеченцы, как
и многие народы, издревле к кузнечному делу и работе кузнеца относились с
почтением. Человек, управлявший огнем и познавший таинства железа – бог и царь
в ауле! Труд кузнеца среди чеченцев считался престижным. Его работа во все
времена помимо обыкновенного любопытства вызывала восхищение – хождения в горы,
поиск и завоз руды, выплавка металла, постоянная работа у огня способствовали
созданию ореола таинственности и всевозможных суеверных слухов вокруг кузнеца.
Вплоть до XV-XVI века чеченцы и ингуши пользовались в основном собственным
сырьем, добывая железо в горах, о чем свидетельствуют археологи. Они достигли
больших познаний в обработке металла, развивали ремесла, перенимали и осваивали
более совершенные технологии. Определенным подтверждением тому могут служить
чеченские (вайнахские) названия руды, видов металла, их элементов и необходимых
средств для его обработки, к примеру:
руда (железная) - ачо;
железо - эчиг;
сталь - болат;
чугун - чуьйна;
молот - варзап;
молотобоец - варзап-хо;
наковальня - нуьйжа;
печь (металлоплавильная) - кюрк (эчиг
лало);
зубило - да1ом;
инструмент для изготовления дол - то;
закладка для изготовления топора, в т.ч. боевого - к!алот;
клещи - морзах и т. д.
По
мере завоза булатной, дамасской стали с Востока, а также качественной стали из России
мастера перешли на привозное сырье. Сталь, вероятно, поступала в виде слитков
или небольших полос. Впоследствии широко использовались вагонные рессоры.
Методы обработки металла, его закалка (дахчор),
естественно, были секретами чеченских мастеров-оружейников. В народной памяти
сохранились многочисленные названия булатов, часть которых позднее стали
мужскими именами:
- цIоькъа бопат (Щоькболат) – «барсу подобный булат» (узорчатый,
полосатый).
- хаза болат (Хазболат) – «красивый
булат», положивший начало известному имени на Кавказе - Хазбулат.
- сема болат (Самболат) –
«недремлющий булат», имя - Самбу лат.
- джам болат (Джамболат)- Джам,
джамаг - боевой топор, «булат для боевого топора», имя - Джамбулат.
- Iаьржа болат (Арболат) – «черный
булат», имя - Арбулат, Арболат.
- товш болат (Товболат) – «видный
булат», «солидный булат», имя - Товбулат, Товболат.
- бе болат (Беболат) – «особый
булат», чеченское имя Беболат (слышится «и», пишется «е») русскими произносится
как Бей-Булат.
В
старинной казачьей песне есть слова: «Клинок Базалая, булат Атаги...». Мы еще
вернемся к этой песне… Все это вместе взятое свидетельствует о некогда хорошо
развитом кузнечном производстве и оружейном промысле у чеченцев. Кстати, словом
«булат» чеченцы также называли качественную сталь, не уступавшую булату…
Кинжал
«кама» - шаьлта, пожалуй, самое
древнее холодное оружие у чеченцев. Само адыгское слово не прижилась, ибо было
свое. И гораздо древнее… Подтверждением тому служат многочисленные
археологические находки на территории республики.
В народе кинжалы
подразделялись на два вида: клинок с воронением и клинок зеркальный, т. е.
клинок, полированный до блеска. До XIX века чеченские кинжалы отличались чаще
большими размерами. Они имели ребристую поверхность и были сходны с мечами римских
легионеров и гладиаторов - гладиусами, но с более удлиненным острием. Их ширина
доходила до ширины четырех пальцев (7-9 см), длина - до 60 см, что и
соответствует размерам гладиуса. Долы (боьра,
харш, хир) на ранних кинжалах зачастую отсутствовали или имелись только по
одной. Такие кинжалы-мечи в старину еще именовались - чIабдар. С середины XIX века и особенно к концу Кавказской
войны кинжалы видоизменились. Крупные образцы кинжалов (называвшиеся еще в
народе "беноевскими") стали вытеснять более легкие и изящные кинжалы,
с наличием одного, двух и более долов.
Долы
вайназских, в частности чеченских кинжалов – особый разговор! Они очень часто
выполнялись по так называемому «лезгинскому» образцу. Т.е. дол на одной стороне
клинка был выше дола на другой. Это позволяло уплощать клинок и одновременно
облегчать его. Одновременно такой вид клинка создавал особый стиль, говорил о
любви владельца к качественному оружию, как и о умении им пользоваться… Клинок
кинжала постепенно стал более тонким и изящным, приобретя стремительную
хищность почти дуэльного оружия. Возможно, это произошло с прекращением
активных военных действий, веянием моды. При этом, как правило, сохранялось
высокое качество клинка. Недаром кинжалы с очень тонким и удлиненным острием,
относившиеся к ранним образцам, назывались противокольчужньми и широко
использовались в сражениях. Их можно встретить и поныне…
Каждый
мужчина в Чечне имел кинжал. Его отделка и качество характеризовали владельца,
это было очень важно в чрезвычайно жестко структурированном горском обществе…
Принадлежность кинжала к национальному костюму, обязательное ношение с
черкеской с 14-15 лет способствовали сохранению качеств клинков, улучшению
отделки их ножен и рукоятей. Оружие составляло основную ценность и богатство
горца. Шашки Гурда, Терс-маймал, Калдам и кинжалы лучших мастеров ценились
очень высоко. Их стоимость равнялась соответственно стоимости дома, лучшего
скакуна, многих десятков овец. Главным украшением гостевой комнаты чеченца
являлось оружие. На стенах, коврах развешивались шашки, сабли, кинжалы, ружья и
пистолеты. И в настоящее время в некоторых домах можно видеть висящее на ковре
ружье или дедовский кинжал с наборным поясом. Знаменитые чеченские наибы имама
Шамиля - Байсангур Беноевский, Шоа-ип (Шуаиб-молла) Цонтароевский, Тал-хиг,
Эски, Дуба, Батуко, Идиль, Ахмад Автуринский, Юсуф-Хаджи, Бота и многие другие
имели чудесные клинкив великолепных оправах. Вообще чеченцы к оружию относились очень бережно.
Подарить кинжал, шашку или обменяться ими символизировало дружбу, установление
мира.
Чеченское
оружие до конца третьей четверти XIX века не отличалось внешним блеском,
парадностью, изяществом оформления. Зачастую джигиты-удальцы предпочитали
скромно и частично украшенное оружие. Серебро было дорогим, его использовали
экономно. Серебряной рукояти чаще предпочиталась рукоять из рога тура, буйвола,
дерева. Дорогую и престижную слоновую, моржовую кость стали использовать больше
со второй половины XIX века. Известно, что за кинжал, частично украшенный
серебром, не взимался налог (зякат). Однако за кинжал, имевший сплошные
серебряные ножны и рукоять, уплачивался закат в пользу бедных! Оружие являлось
гордостью чеченца. Большое значение имело боевое качество клинка, а высокое
качество чеченских клинков было общепризнанным. Постоянная боевая практика
способствовала широкому развитию военного ремесла и военного искусства.
Чеченские шашки, кинжалы пользовались большим спросом у казаков. Их качество
казаки ставили в пример другим клинкам, что подтверждалось и старейшинами
казачьих станиц Шелковского района в ходе их опроса в 1972 году. Некоторые
клинки чеченских оружейников перерубали кузнечные клещи, рассекали бурку, вмах
отскалиголову быку. Было немало случаев, когда молниеносным ударом бурка,
укрепленная вертикально на земле, рассекалась, однако в это не верили, пока
кто-то из толпы не демонстрировал ее вторую половину. О существовании
уникальных по прочности клинков свидетельствовал исследователь Г.А. Вертепов:
«...В Сунженском отделе мне удалось видеть кинжал неизвестного мастера...
лезвие его, с одной стороны обыкновенное, с другой зазубрено в виде пилы,
которою свободно можно было распиливать самую крепкую сталь. Закалка этого
кинжала была настолько хороша, что не поддавалась слесарным инструментам, и
когда владелец вздумал снять зазубрины, пришлось отпустить клинок, в ущерб его
прочности. Подобные клинки встречаются теперь как большая редкость...». Оружие
для горца являлось символом свободы, чести и достоинства. Поэтому мастера не
могли рисковать своим благополучием и добрым именем, а порои и жизнью… Они
очень ответственно относились к качеству клинков. В противном случае оружейники
рисковали честью и именем, которое могло быть осмеянным, стать нарицательным в
народе. А если клинок подведет в бою?…
Кроме
оружия, в Чечне было развито производство ножей (урс) По чеченски УРС -
нож. Это название по сей день сохранилось среди хевсуров - дальних потомков
чеченцев и ингушей. Вертепов отмечал: «Кавказские ножи пользуются репутацией
хорошей закалки и прочности, а потому охотно раскупаются даже русским
населением, нередко предпочитающим их дешевому ввозному товару». Еще до
недавнего времени (1980-е годы) некоторые потомки оружейников аула Дарго
изготовляли прекрасные бытовые и охотничьи ножи, котрые по сути одинаковы, и
лишь изредка кинжалы… Следует заметить, что изготовление ножей на Кавказе
всегда было широко развито. Как правило, ранние кинжалы практически все имели
узкие, длинные, изредка слегка изогнутые подкинжальные ножи без упоров,
размещавшиеся именно под кинжалом, на тыльной стороне в специальных углублениях
на ножнах. Вся эта продукция продавалась на ярмарках, базарах. В «Очерках
истории Чечено-Ингушской АССР» отмечается: «Только на Амир-Аджиюртовском дворе
за три месяца 1847 года горцы, в том числе чеченцы, продали кинжалов, ружей,
пистолетов, ружейных замков на 8.445 рублей. ...Кроме оружия продавали здесь
много... ремней, изделий из меди и железа, а также паласов, ковров, продуктов
земледелия». В настоящее время мало сохранилось чеченских клинков. Большая
часть их утрачена в ходе постоянного изъятия оружия царской администрацией и
Советской властью. Наряду с сохранившейся незначительной частью оружия среди
семейных реликвий в самой Чечне, остается еще надежда на его сохранность в
семьях чеченцев, покинувших Родину после Кавказской войны.. Надо сказать, что в
сложных, трудных условиях сталинских переселений в чужие края даже при крайних
лишениях чеченцы, ингуши не расстались с дедовским оружием и сберегали его…
Вот и
всем нам, современным ценителям и исследователям вопроса стоит не забывать о
самобытности и таланте вайнахских мастеров, их несомненных заслугах в
становлении и развитии Х.О. на Кавказе – бесконечно замалчивать их роль уже не
получится… Мы заново знакомимся с Чечней.
Законодатели кинжальной моды – Атаги.
«В Чечне — отличные клинки
для шашек, лучшие мастера прежде жили в
Ятаге (Атаги)»
Генерал
Д.В. Пассек. 1841 год.
Крупными
центрами Северного Кавказа по изготовлению Х.О. всегда были знаменитые аулы
Большие и Малые Атаги. Расположены они в предгорях. Аул Большие Атаги находится
в 20 км от Грозного. В народе бытует легенда о том, как старый мастер из Малых
Атагов выковал шашку знаменитому абреку Вара (надо сказать – одни из
клавных ценителей Х.О.) Клинок был изготовлен по новой технологии, и его
качество превзошло все ожидания.
От удара шашки выступ наковальни был срезан, а
ствол ружья рассечен надвое! На клинке при этом не было ни одной зазубрины.
Тогда мастер, предвидя, каким страшным оружием этот клинок может стать в руках
врага, уничтожил шашку и поклялся никогда не изготавливать подобные клинки…
Трудно понять житейскую и просто логику легенды, но с фольклором не поспоришь… Один из живший во второй половине XIX века атагинских мастеров-оружейников
по имени Телхиг отличился особо. Для изготовления кинжальных клинков он
использовал английские иглы для швейных машинок! Самое замечательное было то,
что на поверхности клинка иголки четко просматривались, словно они были покрыты
лаком. Лезвие имело высокую прочность и хорошее качество… Ныне здравствующий
Алавди Хамзатов, 1924 года рождения, рассказал, что его предки были
мастерами-оружейниками. Клинки Хамзатовы не украшали, а передавали
мастерам-оформителям, в т.ч. и в Кубачи. Своего клейма не имели, по желанию
заказчика травлением наносили имя мастера, узор, дарственную надпись или
изречения из Корана. Делалось это следующим образом - готовый клинок покрывался
пчелиным воском, затем твердым и острым предметом, наподобие шила, наносили текст
или рисунок, тщательно очищая прорези от воска. После этого вокруг текста или
рисунка посыпался песок, чтобы удержать налитую на рисунок кислоту. В
зависимости от времени выдержки достигалась нужная глубина рисунка или надписи.
Отходы от каленого железа собирали с наковальни, использовали для натирания
клинка, так как они не оставляли полос и создавали хороший блеск, своеобразная
металлическая вата… Рукояти из рога, кости, дерева делали сами. Изготовляли
также и простые ножны, обтянутые черной кожей. Древесный уголь, измельченный в
порошок, разбавляли маслом и долго втирали в рукоять из рога буйвола для
придания ей черного цвета. Подобная обработка позволяла сохранить черный цвет
рукояти на многие годы. Вместе с тем, было немало клинков, издавна
изготовлявшихся в строгой форме без орнамента с 1–3 долами по всей длине
клинка… В Атагах изготовлялись и клинки для Терского казачьего войска (ТКВ).
Клинки пользовались известностью, охотно раскупались русскими офицерами.
Известно, что атагинские клинки воспевались в песнях терских и гребенских
казаков. Эти шашки они ласково называли «атагинками»... Любопытен еще факт,
который хорошо знают атагинцы. Рядом с аулом Большие Атаги хутор
мастера-оружейника по имени Базалай-Али, изготовлявшего превосходные клинки
(середина XVIII—первая половина XIX века). Хутор назывался именем мастера —
Базалай. А старинная казачья песня: «Клинок Базалая, булат Атаги...». Случайное
совпадение или истинное имя первого мастера, положившего начало знаменитым кинжалам
«базалай»? Время новых споров…
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ДАРГО.
Высокогорный чеченский аул Дарго в 1840–1845 гг. был
столицей имамата Шамиля. Аул повидал немало… Дарго расположен в долине,
окруженной со всех сторон горами. В центре села - речка Ясса. Вот на ее берегах
мастера и ставили кузни да точильные круги.
По словам старожилов, оружейное дело в Дарго пошло полным ход-ом
в XIX в., в ходе Кавказской войны… Что делать – спрос рождает предложение, и
еще какое! По распоряжению имама Шамиля
был налажен отлив пушек и производство ХО, как и в соседнем ауле - Ведено.
Потребность в оружии была очень высока.
По этой самой причине имам Шамиль
подчистую и сразу освободил жителей аула от тягот воинской повинности… Именно этот
период и увеличил число мастеров аула – выгодное дело! - и способствовал
развитию оружейного промысла в селе Дарго, ставшему одной из основных кузниц
Чечни. Наиболее известными оружейниками
в Дарго были предки Куси Тахмелигова, 1925 года рождения. Он и сейчас проживает в ауле…
Начало
оружейной династии положил Гета, предположительно 1790 г.р., умер он в 1882
году как написано на его могильном памятнике в ауле Дарго. У старого Геты было
пять сынов, и все стали оружейниками! Но особым успехом и славой пользовался
сын Дуска, изготовлявший вместе с отцом отличные шашки и кинжалы.
Имя Дуски было настолько широко известно в Чечне, что некоторые старики в аулах
и теперь еще могут назвать его. При посещении Веденского р-на (когда это станет,
наконец-то возможно…) и расспросах о мастерах-оружейниках вам первым назовут
его имя. Все сыновья делали в основном кинжалы и шашки. Ружья из-за запрета
властей изготовляли реже… Изделия семьи были широко своими высокими качествами.
Говорят, что Дуска не только шашки и кинжалы, но и топоры и косы мог быстро
обновить за счет наращивания стальных полос на клинки. Интересная
практика! Внуки Дуски тоже оружейники…
Клейма содержали своеобразные символы и
часто имена мастеров. С конца XIX в., по рассказу старожилов, имена внутри
клейма нередко заменяли датой изготовления клинка. Это происходило из-за боязни
преследования со стороны властей. Встречаются кинжалы с их семейным клеймом и
без даты. Вероятно, клеймо наносилось для подтверждения своей работы, так сказать,
марки… Потомки оружейников и старожилы аула подтвердили сведения об
изготовлении кинжалов некоторыми семьями вплоть до 30–40-х годов XX века!
ИМЕНА НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫХ ЧЕЧЕНСКИХ МАСТЕРОВ-ОРУЖЕЙНИКОВ XVIII-XX ВЕКОВ
И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ИХ ИЗДЕЛИЙ
АТАГИ Аул Большие Атаги (Старые Атаги)
|
Абумуслим, 1870-1936
|
Клиночник
|
Башир, 1780 г. р.
|
Клиночник. Клинки зачастую
украшали сами.
|
Баттак, 1830-1890
|
На клинках писали имена или
фамилию "Баширов" с использованием серной кислоты.
|
Магомай (Магмай), XIX век
|
Клиночник
|
Истап, 1760 г. р.
|
Клиночники. Клинки серебром
украшали сами.
|
Нажа, предпол. 1870 г. р.
|
Клиночники
|
Мусради, предпол.1690-1700
|
Клиночники
|
Хамста, 1840-1934
|
Клиночники. На клинки наносили
имя мастера, узор, дарственную надпись или изречение из Корана (по желанию
заказчика) с использованием серной кислоты (травление). По словам Алавди
Хамзатова, этот способ нанесения узора и имени на клинки его дед Хамста
перенял от Башировых.
|
Асхаб, 1877-1949
|
Клиночники. Наносили имена
путем гравировки или с использованием серной кислоты (травление).
|
Янда, 1820-1910)
|
Клиночники
|
Телхиг (Талхиг), предп. сер.
XIX- нач. XX вв.
|
Клиночник. При изготовлении
клинков использовал английские иглы.
|
Базалай-Али (Базалай), сер.
XVIII-сер. XIX века
|
Клиночник. Легендарные клинки.
|
Мута
|
Клиночники и мастера по
изготовлению кремневых ружей и пистолетов.
|
Рамазанов, втор. пол. XIX
века-нач. XX века
|
Клиночник
|
Аул Малые Атаги
|
Абу Музкаев, кон. Х1Х-нач. XX
века
|
Серебряных дел мастер. Украшал
оружие, пояса, уздечки, снаряжение.
|
АУХОВСКИЙ РАЙОН
|
Аул Ширч-юрт
|
Алгота, втор. пол. XIX века
|
Клиночник, кольчужник
|
Адамши, втор. пол. XIX века
|
Клиночник
|
Кадыр, сер. XIX века
|
Клиночник
|
Исмаил, втор. пол. Х1Х-нач. XX
века
|
Клиночник, изготовлял также
ружья и пистолеты
|
Арсан-Али, втор. пол. Х1Х-нач.
XX века
|
Клиночник
|
Мату (Мата), втор. пол.
Х1Х-нач. XX века
|
Клиночник
|
Парчхой-аул
|
Адселам, вторая пол. Х1Х-нач.
XX века
|
Изготовлял клинки, ружья,
пистолеты
|
Аул Белгатой
|
Джонсу, 1805-1855
|
Клиночники, изготовляли
кинжалы, шашки. Рукояти и ножны делали из рога, дерева, кожи. Ставили на
изделия имена. Клеймо не установлено.
|
Ирисха, 1810-1900
|
Клиночники, в семье
изготовлялись и ружья в малых объемах. Выбивали имена на изделиях,
использование ими клейма установить не удалось.
|
Оздемир, 1835-1923
|
Клиночники
|
Музалл, 1857-1917
|
Изготовляли кинжалы, шашки,
делали ножны, рукояти без использования серебра. На клинках ставили имена.
Клейма установить не удалось.
|
Эльберт, втор. пол. Х1Х-нач.
XX в
|
Клиночник
|
Аул Вашендарой
|
Шамиль, сер. Х1Х-нач. XX века
|
Клиночник
|
Аул Гордали (Г1оьрдала)
|
Горда (Поьрда, Пурда),
предпол. годы жизни втор. пол. XVII-перв. пол. XVIII века
|
Клиночник, на клинок наносил
клеймо в виде челюстей (клеймо "челюсти"). Предположительно был последним
мастером из знаменитой оружейной династии, владевшей технологией изготовления
Гурды.
|
Аул Дарго
|
Гета (Пета), 1790-1882
|
Изготовлял клинки, ружья
|
Дуска, 1815-1895
|
Ружейный мастер и клиночник
|
Данов, 1828-1904
|
Клиночники
|
Мёда, 1830 г. р.
|
Семья на клинках ставила
имена, а также использовала клейма. Удал ось установить пока три клейма,
принадлежавшие мастерам аула Дарго, в том числе одно именное - мастера по
имени Гачалов (имя указано арабской графикой).
|
Наза, 1852-1941
|
Зачастую он, и другие мастера
имя наносили арабскими буквами
|
Сайд-Мохмад (Саид-Магомед)
1865-1937
|
Клиночник, он же мастер
серебряных дел, украшатель оружия
|
Абдул-Вахаб, 1825 г.р.
|
Клиночники. Наряду с клинками
изготовлял пистолеты.
|
Себир, 1855 г.р.
|
Работал до 1940 года (с
1930-го нелегально), в настоящее время болен, живет в Дарго.
|
Вели, 1860-1946
|
Клиночники
|
Маиги, 1908 г.р.
|
Изготовлял клинки, ружья,
пистолеты.
|
Увайс, 1912-1937
|
Клиночники
|
Бета, 1822-1905
|
Клиночники, изготовляли
кинжалы, шашки.
|
Бута
|
Клиночник. Серебряных дел мастер.
Он же изготовитель печати имама Шамиля.
|
Дайкур-аул (Старый Юрт)
|
Муртаз, 1750-1854
|
Клиночник.
|
Муртаз-Али (Базалай),
1790-1880
|
Писали имена на клинках.
Зачастую украшением клинков занимались сами.
|
Чилла (Базалай-Чилла),
1835-1910
|
Клиночник. Его клинки чаще
имели вороненую поверхность, а также изредка окрашивались в черный цвет.
Невороненым или незакрашенным оставался центр клинка по всей его длине. Для
удержания краски поверхность покрывалась легкой штриховкой.
|
Махма (Махама), 1837-1925
|
Клиночники
|
Абдулла, 1880-1960 Байтмурза,
вторая пол. XIX в.
|
Изготовлял клинки и кремневые
ружья.
|
Сурхо, 1850-1905
|
Клиночник
|
Тепсурка (Тоьпсаркъа)
1870-1898
|
Клиночник
|
Бетар-Солта Нинциев, 1870-1940
|
Клиночник
|
Аул Джугурта (Жугурта)
|
Жоби, 1650 г. р.
|
Клиночники
|
Убайда
|
Некоторые из членов семьи на
клинки наносили имена, другие ставили клеймо (в виде "кувшинчика" с
зубьями у верхней крышки).
|
Ханбек
|
Клинки порою воронили. Часто
на клинок наносили арабской вязью молитвы, обращения к Аллаху и Пророку.
Нередко рукояти их кинжалов, изготовляемые из рога, кости или серебра, были
или с двумя, или с тремя заклепками (х!остум - гвоздь).
|
Джабраил (Жабраил), 1833-1857
|
Средняя заклепка имела
практическое (для прочности) и декоративное назначение. (Кхох1остум
болуджуг!ур-тара шаьлта - джугуртинский кинжал с тремя гвоздями
/заклепками/). Это одно из названий уникальной камы.
|
Муца, сер. Х1Х-нач. XX века
|
Украшатель клинков, серебряных
дел мастер
|
Боза, сер. Х1Х-нач. XX века
|
Украшатель клинков, серебряных
дел мастер
|
Буга (Буг1а) из Бачи-Юрта
втор. пол. Х1Х-нач. XX века
|
Украшатель клинков, серебряных
дел мастер6
|
Урус-Мартан
|
Муса Амалов, втор. пол.
Х1Х-нач. XX века
|
Клиночник
|
Аул Цонтарой
|
Муса, предпол. 1860-1940
|
Клиночник, его кинжалы
отличались хорошим качеством
|
Аул Чеберлой
|
Сайдалали, сер. XIX-перв.
четв. XX века
|
Клиночник. Наносил на клинки
характерные только ему рисунки и свое имя. Однако встречаются его клинки и
без имени мастера. Рисунки наносились с использованием медных проволочек или
применением золотой насечки.
|
Шатой
|
Лоре Кесаев, втор. пол.
Х1Х-нач. XX века
|
Клиночник.
|
Висит Бакаев, втор. пол.
Х1Х-нач. XX века
|
Клиночник.
|
Шали
|
Илес, XIX век
|
Клиночники
|
Сайда, сер. XIX в.-1937 год
|
Клиночник, жил в Грозном, в
1937-м расстрелян.
|
Муси (Муса), сер. XIX-перв.
пол. XX века (предпол.умер в 1934-1938)
|
Клиночник, наносил на клинки
свое имя арабской графикой. (Благодаря шатоевцам и непосредственной помощи
Докки Мальцагова удалось найти клинок мастера с личной подписью).
|
Азиз, втор. пол. Х1Х-нач. XX
века
|
Клиночник
|
Камал, втор. пол.Х1Х-нач. XX
века
|
Клиночник.
|
Хенап (Хьенип; Ханеп;
Хьаьнапи), предпол. втор. пол. XVIII - перв. пол. XIX века. По одной версии,
из аула Джугурта, по другой из Шатоя.
|
Клиночник. К сожалению,
признаки, характерные для клинков выдающегося мастера, до настоящего времени
не установлены. Однако известно, что его клинки славились высочайшим
качеством. Есть надежда на сохранность клинков мастера и сведений о нем среди
чеченцев, проживающих с XIX века в Турции, Сирии Иордании.
|
Мусайта (Мусайпа), предпол.
годы жизни 1870-1944. Точное место проживания пока не установлено.
|
Клиночник. Наносил на клинки
свое имя арабской графикой.
|
Необходимо отметить, что после
завершения Кавказской войны не все мастера наносили на клинки клейма и свои
имена. Это делалось во избежание претензий со стороны властей. После революции
1917 года имена и клейма встречались еще реже. Некоторые мастера в конце XIX
века в поисках работы переезжали из аулов в Грозный. Имена многих из них,
прервавших связи с сельчанами, установить не удалось. Порой потомки оружейных
династий, найденные по долгим опросам людей, зачастую не знали о ремеслах своих
предков, так как последние из-за опасения репрессий не рассказывали детям эту
часть своего прошлого.
Оружейный ЧЕЧЕНСКИЙ орнамент
Орнамент (некоторые виды) характерный для серебряных деталей
чеченского оружия и снаряжения до 60-70 гг. XIX столетия.
Орнамент (некоторые виды) характерный для серебряных деталей
чеченского оружия и снаряжения конца XIX - начала XX века. Подобная техника
работы была свойственна малочисленным тогда чеченским мастерам серебряного дела
Сводный обзор
этой интереснейшей и малоизученной темы специально для Первой Русской
Конференции по Холодному Оружию подготовил Денисов
Вадим г. Норильск, 2003 год.
|